вторник, 18 ноября 2008 г.

Руководство по эксплуатации «чайника» или как заработать на ремонте компьютеров

Итак, господа хорошие, я обещал Вам рассказать о таком супермегаувлекательном деле как ремонт и обслуживание компьютерной техники (в дальнейшем, КТ). Правда, опоздал по срокам, но прощу на меня не серчать, так как немного приболел и было не до работы. Не будем писать длинные вступительные баллады, а сразу начнем погружаться в дебри это азартного дела. Ну, поехали…


1. Любое дело начинается, как известно, с самого неприятного – с теории. Ремонт КТ не исключение. На мой взгляд, нужно уметь делать следующие элементарные вещи:

- переставлять «Окошки», с 98 до ненавистной «Висты»;

- относительно безгеморойно устанавливать сторонние программы типа Winamp’а или «Офиса»;

- уметь вытащить/воткнуть «железку» в нужный слот на «материнке», а также поставить драйвер на эту «железку».

Я начинал с такими знаниями, на первых порах их хватало. Опыт и знания придут позднее, в процессе работы, так что отчаиваться по поводу «я не могу исправить на ассемблере виндовый баг» не стоит, проще переставить саму систему.


2. Следующим пунктом у нас идет набор софта и инструменты. Ещё раз напомню, что оптимальный набор софта и инструментов подберется по мере увеличения опыта, а для начала нужно таскать с собой несколько дистрибутивов Винды, диски-реаниматоры, наборчики самых необходимых программ. Рекомендую также не записывать всё на DVD-диски, а иметь хотя бы пару CD-дисков, а то мало ли какой древности могут встретиться компы. Касаемо инструмента: крестовая и плоская отвертки, набор часовых отверток, пинцет, щипцы (чего-нибудь поджать) и, если есть желание заниматься сетями, обжимка.


3. Знаний Вы поднабрались, софтом и инструментом запаслись, пора начинать работать. Первое, что Вам понадобится – это реклама. Делается все просто: находиться одна, две или десять популярных рекламных еженедельников Вашего города, узнается стоимость платного объявления (на первых порах, если с деньгами туго, можно и бесплатные использовать), условия подачи и прочее. Дальше нужно грамотно составить объявление, чтобы оно занимало желательно начальные места в своей рубрике (чем не аналогия с оптимизацией под поисковики?). Обычно в газетах сортировка идет по алфавиту, соответственно, есть смысл немного поломать голову на тему первого слова или фразы, которая выведет объявление вверх. Для примера: первое объявление начиналось со слова «Администрирование…», я подал объявление, начинающееся с «Аварийная помощь…». Здесь все достаточно просто, было бы желание.


К рекламным процедурам относятся и визитки. В свое время я провел эксперимент по использованию визиток и пришел к выводу, что если без визиток мне перезванивали 30% клиентов, с которыми я уже работал, то после, того как я начал раздавать картонки с координатами доля постоянных клиентов увеличилась до 50-60%. Так что визитки – это крайне нужная вещь. Изготовить простую визитку не составит большего труда (можно даже в Word’е сделать макет, как делал я), а вот эффект от неё будет крайне положительный. К тому же визитка придает Вам в глазах клиента некоторую солидность и готовность отвечать за свои действия.


4. Объявление дали, визитки наштамповали, сидим и ждём заказов. Ага, есть первый звоночек! Когда Вам звонит клиент, самая главная цель банальна – не упустить его. Пытайтесь разговорить клиента, подробнее узнать о его проблеме, предложите сходу какие-нибудь варианты решения и прочее. Главное, заинтересовать человека и показать, что Вам не безразлична его проблема. Параллельно с разговором прикиньте в уме, сможете ли Вы решить поставленную клиентом задачу или нужно ещё поднабраться опыта. В первом случае смело говорите, что можете помочь и выясняйте координаты, если человек согласен. Во втором случае не спешите сразу отказываться от работы. Иногда срабатывает такой приёмчик (я им часто пользовался на первых порах): говорите клиенту, что Вы не мастер, а человек, принимающий звонки, и Вам нужно посоветоваться с мастером. Берёте у клиента номер телефона, ищете решение проблемы, а потом перезваниваете и говорите результат (согласны или несогласны сделать эту работу). Только имейте в виду, что время на поиск решения у Вас будет ограниченным, и клиент за это время может найти другого человека. Естественно, если Вы не можете справиться с задачей, то не нужно говорить об этом, лучше сказать, что мастер занят/уехал/запил (нужное подчеркнуть). Так Вы и человеку вежливо откажете, и себя не выставите в невыгодном свете.


В этом же пункте расскажу и про цену, так как ею часто интересуются во время звонка. Метод выяснения цены очень прост: обзваниваете по объявлениям аналогичных работяг и под видом дебиловатого клиента выясняете что почём. Сначала рекомендую цену снизить на 15-20% от средней для того, чтобы найти клиентов. Логичным будет и предоставление скидки вновь обратившимся к Вам людям.


5. Работу взяли, адрес записали, пришла пора ехать. Вообще у ремонтника КТ, выезжающего на дом, две проблемы. Первая – неадекватное поведение клиента, вторая – сотрудники органов.

За мою 4-летнюю практику я ни разу не имел проблем с клиентами, не нарывался на быкующих и невменяемых товарищей. Но Вам советую соблюдать осторожность, как минимум, оставить кому-то из близких телефон и точный адрес человека, к которому Вы поехали. При входе в квартиру полезно осмотреться и оценить окружающую обстановку. Если у Вас возникли подозрения насчёт своей безопасности, то лучше уйти (терять здоровье или жизнь из-за 500 рублей, по меньшей мере глупо), сославшись на надуманную причину вроде оставленного в машине телефона (даже если у Вас нет машины). Если обстановка Вас устроила, то проходите и начинайте работать.


В процессе работы сердобольные клиенты могут предложить Вам чего-нибудь похавать или выпить (мне даже один раз предлагали раскурить «веселящую» папиросу). Брать или не брать – это сугубо Ваше дело, однако, я предпочитаю всё-таки не отказываться от большей части подобных предложений, так как при этом удается втереться к человеку в доверие и надеяться на то, что он ещё не раз Вам позвонит. Конечно, если Вам предлагают выпить, не следует нажираться в шишки так, что не видеть компьютер. Лучше сначала доделать работу, а потом уж придаваться возлияниям.


Также я за свою практику ни разу не сталкивался с работники МВД (тьфу*3), занимающихся борьбой с компьютерным «пиратством». Мне кажется, что если они захотят организовать «подставу» с целью улучшения статистики по ловле «пиратов», то уйти от них уже не получится. Единственное, что могу посоветовать – это пытаться выявить их при телефонном разговоре. Если по складывающейся обстановке Вам кажется, что Вас втягивают в подставу, то лучше от такого заказа отказаться.


Конечно, написанные мною рекомендации – это всего лишь малая часть от реального положения вещей, однако они в первое время помогут начинающему баблодобытчику как-то организовать работу и организоваться самому, чтобы в дальнейшем подниматься по лестнице профессионального и финансового развития. Если, уважаемые читатели, у вас возникли какие-то вопросы, то можете обратиться ко мне, и я постараюсь Вам помочь.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Спс.